Профдела

Торговое оборудование в ритейле: курс на автоматизацию и модернизацию торговых залов за счет установки терминалов самообслуживания

Кассы самообслуживания

Автоматизация процессов ритейла необходима для любого предпринимателя, независимо от размеров предприятия. Это может быть как корпорация, так и небольшая торговая точка. Не стоит думать, что малый и микробизнес не нуждается в этом. Сегодня в России автоматизируются предприятия даже в глубинке, где, казалось бы, без этого вполне можно обойтись.

Увы, уже не обойтись. Рынок ритейла развивается не в очень простые времена, но не стоит на месте. Следует учитывать постоянное взаимодействие со смежниками — поставщиками, логистами и пр., крайне быстро меняющиеся условия реализации, постоянные скачки цен, смену продукции разных производителей и другие факторы.

В частности, идет не только импортозамещение целых линеек товаров, замена на более современные с учетом спроса, но также и программного обеспечения, оборудования самих торговых точек.

Именно автоматизация и ориентирование на торговое оборудование новых поколений позволяют не только сохранять прежний уровень доходности торгового предприятия, но и расширять бизнес.

Ритейл без автоматизации — непозволительная роскошь. От скорости получения и обработки данных зависят и доходы, сокращение издержек, что тоже работает на процветание ритейлера. Рост очередей, снижение лояльности клиентов, их уход к другому розничному продавцу — все это чревато потерей прибыли.

Избежать этого несложно. Достаточно вложить средства в торговое оборудование и взять курс на автоматизацию. Окупаемость сегодня быстрая. Результатами маркетинговых исследований в сфере оснащения предприятий-ритейлеров делятся эксперты компании «Профдела».

Торговое оборудование в ритейле: на что обратить внимание

Терминал самообслуживания

Торговое оборудование обеспечит ритейлеру успешное решение множества задач. При автоматизации точки продаж эти задачи решаются одновременно. Что именно можно автоматизировать? Практически все, от поставок на склады, складских процессов, до торговых залов и офисов. При этом все зоны предприятия начинают работать не сами по себе, а как единое, слаженное целое.

Функционирование каждого подразделения оптимизируется и становится стабильным, потому что исключается человеческий фактор. Эксперты компании «Профдела» обращают внимание ритейлеров на то, что в настоящий момент существует три уровня автоматизации. Это:

  • front-office, то есть зона обслуживания, где установлена расчетно-кассовая техника;
  • back-office, то есть зона, где находятся ответственные за управление торговой точкой;
  • head-office, то есть один или группа специалистов, которые изучают вопрос автоматизации процессов, оптимизируют закупки, внедряют оборудование, обслуживают его.

Все три уровня взаимосвязаны, но основной процент автоматизации ложится на первый – клиентские зоны. Именно там приходится интегрировать в единую система самую разную технику. Особенно важно грамотно подобрать и установить современное оборудование.

Это лицо торговой точки, независимо от того, гипермаркет это или небольшой магазин категории «у дома».

Очевидно, что в зале обслуживания должно присутствовать самое разное оборудование для удобства покупателей и ускорения покупок. Это:

  • стеллажи, витрины, прилавки;
  • холодильные и морозильные установки (шкафы, витрины, лари, камеры, горки, агрегаты шоковой заморозки);
  • считыватели (сканеры) штрихкодов;
  • электронные весы с печатью этикетов;
  • рассчетно-кассовые системы и многое другое в зависимости от особенностей точки продаж.

Автоматизация торговли – ведущий фактор современности, но и в ней определился свой основной тренд. Речь об онлайн-кассах или терминалах самообслуживания. Они позволяют реализовать товары в соответствии с ФЗ №54-ФЗ и без участия сотрудника зала (кассира), обеспечивают скорость оформления покупки, отсутствие очередей.

Количество электронных терминалов, их функциональность, размеры, размещение, - все это учитывают производители оборудования, ориентируясь на торговые точки самого разного масштаба. Пока наиболее активным пользователем такого оборудования остается продуктовый ритейл. Однако внедрять терминалы начали и в других сферах деятельности, включая, например, выдачу бандеролей, посылок.

Что такое розничные кассовые терминалы

Розничные кассовые терминалы

Розничные кассовые терминалы – одно из важнейших автоматизированных устройств для залов обслуживания покупателей. Предназначено оборудование для сканирования, упаковки и оплаты выбранной продукции без участия кассира.

Технологию КСО (SCO, self check-out) предложили уже более 30 лет назад. В российской действительности терминалы самообслуживания появились позднее и стали трендом примерно с 2018 года. Сегодня это оборудование можно видеть повсеместно – и в продуктовой, и в непродуктовой рознице. Ритейлеры в полной мере оценили его удобство.

В зависимости от модели, устройства имеют в комплекте разный набор аппаратных и программных компонентов. Все они ориентированы на быстрое считывание штрих-кода и прием платежа (мобильного, с использование кредитных/дебетовых карт, иногда наличных).

  • Для небольшой торговой точки достаточно недорогого и компактного смарт-терминала, имеющего нужное число функций.
  • Крупные магазины, гипер- и супермаркеты ориентированы на установку дорогого, многофункционального и производительного оборудования.
  • Производители предлагают целые POS-системы с высокой скоростью обработки большого объема товаров и печати чеков (от 150 мм/с).

Статистика, полученная за годы использования терминалов, подтверждает, что это тренд, который сегодня не игнорирует средний и даже малый бизнес. Эксперты полагают, что очень скоро кассы для самостоятельного расчета превратятся в стандарт рынка ритейла, ориентированного на формат самообслуживания, ведь по статистике среднее время расчета через терминал — всего 44 секунды!

Тенденции рынка розничных терминалов самообслуживания

Терминал самообслуживания

Среди актуальных тенденций эксперты компании «Профдела» отмечают:

  • простую интеграцию с мобильными приложениями и цифровыми кошельками, возможность оперативного расширения списка приложений;
  • внедрение в новейшие модели терминалов искусственного интеллекта (ИИ), технологий компьютерного зрения для повышения точности, безопасности процесса, безупречности идентификации товаров;
  • преобладание гибридных систем (терминал самообслуживания плюс традиционные кассиры в зале) с учетом предпочтений разных категорий покупателей;
  • развитие голосовых интерфейсов с командами, упрощающими и ускоряющими процесс покупки, с возможностью получить поддержку при оформлении;
  • внедрение экологических функций, в частности, отказ от печати бумажных чеков с получением электронных через приложение, карту покупателя с указанием контактов для СМС или е-мейл;
  • усиление мер безопасности для снижения рисков краж, мошеннических действий, вандализма (системы наблюдения, биометрия, выявление аномального поведения через ИИ и пр.).

По статистике уже более 60 % покупателей предпочитают не стоять в очереди на кассе, а обслуживать себя самостоятельно. В зависимости от размера и проходимости торговой точки процент возрастает до 70 и более. Интерес покупателей к терминалам продолжает расти. По прогнозам исследователей рынка ритейла он достигнет к 2025 году 85%.

С чем связано такое предпочтение именно в России? Все очень просто: если на Западе в среднем закупаются продуктами на 4-7 дней, то в РФ многие ходят в магазины ежедневно, часто в обеденные перерывы или после работы. Число покупок небольшое. Это приводит к популярности терминалов самообслуживания.

При отсутствии такого оборудования нередки ссоры между покупателями: одни стоят в очереди на кассы с полными тележками, другим надо пробить всего 1-3 вида товаров. Они просят пропустить, пока другой покупатель выкладывает на ленту из тележки, но не факт, что пропустят. Для малых покупок даже корзины не берут. Приносят к кассе в руках.

Следует отметить, что в период пандемии установка терминалов росла по общему рынку на 25% в год в сравнении с появлением интереса к ним в 2018 году, причем крупные ритейлеры отмечают, что в первый пандемийный год установка терминалов у них скакнула на 203%!

Тенденция роста спроса на кассы самообслуживания продолжилась и после пандемии. Для этого есть и другие предпосылки помимо нежелания контактировать с кассиром и другими покупателями, стоять в очередях. В частности, многие:

  • не хотят, чтобы кассир или очередь видели их предпочтения к товарам;
  • считают, что кассир их обсчитывает, ошибочно или осознанно, а чек не могут проверить в силу мелкой печати и плохого зрения;
  • предпочитают современные методы оформления покупок.

Статистика, которую предоставили исследователи Statista, демонстрирует, что не только представители молодых поколений, но и пожилые покупатели, однажды опробовавшие и понявшие принцип действия терминала, не отстают от прогресса. Кассами самообслуживания пользуются постоянно:

  • 59% зедов и меллениалов (поколение 13-40 лет);
  • 46% представителей поколения игрек (40-60 лет);
  • 39 % поколения икс (60+ лет).

Исследовательский центр Raydiant утверждает, что по международной статистике почти 50% покупателей сегодня отдают предпочтение именно тем торговым точкам, где установлены терминалы самообслуживания. Очевидно, что эти предпочтения неизменно отражаются на выручке ритейлера. Всем известная сеть «Магнит» также предоставляет интересную статистику после установки терминалов:

  • покупатели, использующие кассы самообслуживания, в среднем в 1,5 раза чаще посещают точки продаж;
  • производительность персонала выросла с момента установки оборудования на 4%;
  • очередей на кассах стало меньше на 20%.

Выводы

Терминал самообслуживания

Все вышесказанное позволяет сделать выводы, что ставка в ритейле должна быть сделана на автоматизацию, в большой степени на внедрение касс самообслуживания. Это позволяет:

  • увеличить проходимость торговой точки;
  • расширить пространство, убрав лишние кассовые прилавки с лентами, заменив их по ситуации компактными напольными, настольными, настенными терминалами (один традиционный кассовый узел – в среднем 3-4 терминала);
  • экономить за счет персонала (один специалист может без напряжения контролировать зону касс самообслуживания с терминалами от 4 до 8);
  • снять проблему очередей и нагрузку на кассиров, особенно в час-пик, повысить проходимость торговой точки;
  • устранить дефицит кадров и риски возможных конфликтов между покупателями;
  • повысить лояльность аудитории и расширить ее за счет появления новых постоянных клиентов.

Фактически установка современного оборудования и автоматизация процессов обслуживания в точках ритейла - это драйвер роста продаж (в среднем на 16-20% в зависимости от размера зала, числа точек в сети) и снижения расходов на содержание бизнеса. При этом никто не предлагает отменять традиционные кассы. Практикуется в основном комбинирование всех видов обслуживания.

Несмотря на то, что многие ритейлеры пока не рискуют полностью автоматизировать свои точки продаж, считая это дорогим удовольствием и поощрением краж, развитие направления идет невероятными темпами. Эксперты полагают, что в ближайшем будущем нас ждет бум установки автоматизированного оборудования и очередной этап эволюции ритейла - повсеместное появление точек розничных продаж без охранников и кассиров. Такие торговые залы уже есть в столице России.